Суть Бхагавад-гиты. Предисловие
Существование обусловленного живого существа (дживатма) подобно капле росы, которая дрожит на резном листке жизни, покрытом многочисленными прозрачными ворсинками. Звёздочка падает с Неба на Землю и первый крик ребенка извещает все три мира о том, что душа снова и снова воплотилась в мире Яви. А что же дальше?
А дальше включается дефолтный сценарий жизни: родился, крестился, женился, нарожал детей, а затем помер. Дефолтный — это тот сценарий, который включается и действует автоматически («по умолчанию») в том случае, когда само живое существо не задало ему одно из приемлемых или желаемых для него значений.
Так что же такое жизнь (жива) и что такое живое? Являются ли все люди, растения и животные действительно живыми? И если во всех случаях действует дефолтный сценарий существования (судьба), нити которой прядет мать Пряха — Богиня Макошь, то является ли человек действительно живым? Безусловно — нет и жизнь человека всего лишь грёза, которую он созерцает во сне наяву. Это тень жизни, отражение которой мы видим на зыбкой поверхности Причинного океана, но не сама жизнь.
А что же говорит наука о жизни?
Все огромное разнообразие живых организмов обладают признаками, характерными только для живых форм — это дыхание, питание, выделение веществ, рост и развитие, движение, раздражимость и размножение. Как видите, с точки зрения биологии жизнь сводится к существованию временной биологической формы: рождение, развитие, размножение, обмен энергией и веществом с окружающей средой, затем разрушение формы. Это очень поверхностный подход, но в современной культуре нет какого-либо знания и это порождает неадекватное мировосприятие и растительное самосознание.
С точки зрения же физики жизнь - это форма самоорганизации системы, поддержание упорядоченной неравновесной структуры в точке далекой от равновесия за счет получения энергии и информации от внешнего источника. Если под внешним источником мы будем понимать Бога, то придем к религии. И это понятно, поскольку это одно и то же.
На редукционистском полюсе науки познания сложные системы сводятся к примитивам (сложное к простому, высшее к низшему) и жизнь редуцируется к биологической форме или, в более продвинутом варианте, к совокупности плотного и тонких тел, русская матрешка. По сути это восходящий или индуктивный путь познания от простого к сложному, свойственный западной культуре
Однако для ведической традиции характерен противоположная прадигма - нисходящий дедуктивный путь познания от общего к частному, от высшего к низшему. И тут на первый план выходит интегративный подход получения знания, характерный для ведической традиции, который позволяет выйти за пределы эмпирического метода познания. Главную роль здесь играют трансцендентные методы.
Трансцендентные способы получения знания
1. Апарокша
Осознание Живы и себя как вечной души. Это прямое познание атмы (души) на основе самоосознания. Прямой путь означает, что душа познается без опосредования ума и органов чувств, напрямую. Используемый в этом случае метод познания далек от привычного, научного и познание здесь достигается в процессе медитации. Медитативная форма восприятия доступна людям достигшим определенного уровня развития души, которые способны к концентрации внимания и медитации, т.е. способных переходить в измененное состояние сознания.
Это начальная форма получения откровения. На этой стадии человек для осмысления интуитивного знания пользуется ануманой, но это не имеет никакого отношения к спекулятивным рассуждениям, характерным для западных философских школ, это философские размышления, опирающееся на ведическое знание и культуру.
2. Адхокшаджа
Акшаджа - знание, которое напрямую получается из восприятия чувств. На уровне откровения с 5 онтологических истин: ишвара, джива, пракрити, кала и карма наконец спадает покров тайны.
3. Апракрита
Апракрита — означает нерукотворное, духовное, трансцендентное, т.е. знание, которое пребывает за пределами чувственного, эмпирического знания.
Созерцание трансцендентных игр на уровне Абсолюта, никак не связанных с механистическими представлениями о жизни и функциями Пракрити - материальной природы, является духовной деятельностью. Она открывает изначальное положение дживы как вечного, самодостаточного живого существа за пределами духа и материи. Непосредственное восприятие Крышеня, олицетворяющего Абсолют в Его небесной обители, своими духовными чувствами, наполняет сознание йога непреходящим блаженством, анандой.
Итак, родиться в физическом теле, еще не означает стать живым. Живым джива становится после рождения в духе. Двиджа (рус. дважды рождённые) — термин, которым в ведической традиции называют членов высших варн, прошедших специальный обряд посвящения. Поэтому человек, который практикует йогу, прошел обряд посвящения, может достичь второго рождения и получает положение дваждырождённого.
Бхагавад гита
Предание гласит о том, что «Бхагавад-гита» (Песнь Бхагавана) была рассказана Шри Кришной своему ученику и другу Арджуне более 5000 лет назад, перед самым началом эпической войны на святой земле Курукшетра. Кому нужна была эта война?
Жизнь — это игра, но лила не является ключевым в познании сути феномена жизни. Ключевым здесь является достижение совершенства жизни, заключающееся в исцелении болезни сердца - хридога хридайа, в процессе самопознания, которое протекает в игровой форме.
Душа открывает эту игру, используя ее, чтобы понять своё состояние сознания на данный момент времени. Она внимательно наблюдает за своим движением от одного плана бытия к другому, от одного состояния сознания к другому. Это даёт возможность видеть, какие именно анартхи приводят её к падению и какие корни питают их. Таким образом, только в мире Яви змеи анартх поднимают свои головы и выползают на авансцену спектакля, ткань которого сплетается из нитей кармы, отражающей уровень эволюции сознания его участников.
Участники игры сознательно следят за картиной, создаваемой траекториями их перемещений в пространстве состояний сознания — кшетре и внимательно наблюдают за своими реакциями, эмоциями, мыслями и чувствами, когда оказываются в том или иной точке фазового пространства поля (кшетры).
Душа играет роль познающего поле кшетра-гйа, осознанно наблюдает за своим внутренним фазовым пространством состояний сознания, культивируя роль стороннего наблюдателя. Именно невовлеченность позволяет познающему все глубже и глубже проникаться божественными принципами и знанием, которые заложены в основу игры жизни. Здесь важно изучение Ведических текстов и исследование своего истинного «Я», которые сплавляются в едином процессе.
Душа начинает видеть, что детские игры сражений с демонами являются лишь эпизодом и средством, развивающим понимание того, что жизнь не является возможностью осознания сути взаимоотношений индивидуального «Я» с Абсолютным «Я». Игра предоставляет возможность осознать, что Абсолют является одним из Собственных Внутренних Состояний Сознания на бесконечном пути самопознания.
Материал этого обзора взят из лекций по освещению сокровенной сути Бхагавад-гиты, прочитанных одним из выдающихся духовных авторитетов современности, Шри Шримадом Бхактиведантой Нарайной Госвами Махараджей. Он - полностью осознавший себя духовный учитель в ученической преемственности Гауэйя-вайшнавов, сохранившейся с незапамятных времен, который посвятил себя преподаванию науки достижения сознания Крышеня более шестидесяти лет.
Может сложиться впечатление, что Крышень в "Шримад-Бхагавадгите" обращается только к своему другу Арджуне. Однако на самом деле он явил этот текст всем живым существам для освобождения всего мира. Это, по сути, является формой глубокого размышления над теми задачами, которые ставят перед собой Веды, и осознание сокровенного смысла Бхагавад Гиты является единственным средством достижения высшей цели жизни.
Давая в "Бхагавад-гите" наставления, Шри Крышень утверждает, что чистая любовь и преданность - высшая цель всех духовных учений. Часто любовь трактуется как отношения между человеком и Богом, но это происходит вследствие мирской проекции сознания обусловленных живых существ на мир Трансцендентный. Любовь является не отношением, а состоянием, имманентно присущей вечной душе, но может проявляться множеством способов, в том числе и через отношения и служение.
Обращаясь к искателям истины Шрила Нараяна Махарадж объясняет путь души к высшему уровню духовного осознания. Из всех стихов “Бхагавад-гиты" наиболее показательным является заключительная глава, где Шри Крышень говорит:
"Всегда будь поглощенным мыслями обо Мне,
постоянно пребывай в состоянии безусловной любви.
Всецело займи в служении Мне своё тело, ум и разум,
тогда духовное знание и блаженство проявится в твоем сердце.
Таким образом, ты непременно придешь ко Мне.
Я обещаю тебе это, потому что ты Мой
очень дорогой друг" ”Бхагавад-гита 9.34).
В этом стихе приведены четыре отдельных наставления, которые предоставляют дживам различных способностей возможность соединиться со Своей Высшей Ипостасью в совершенном любовном отношении. Шрила Нарайяна Махараджа воплощает эту тему в жизнь с помощью очаровательных рассказов из жизни преданных, некоторые из которых довольно известны, а другие практически нет.
Общей темой является необычайная связь, которую они испытывают с Абсолютом, благодаря дарованным Им свое сладкое, безграничное сострадание и милосердие. Мы искренне надеемся, что слушая эти замечательные дискуссии, каждый сможет обрести вдохновение и руководство в следовании своему собственному священному призванию.
Комментарии (0)
Комментарий пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий!