Что такое философия?

Что такое философия?

Стремительно меняющиеся условия жизни современного общества, когда разрушаются экономические и социальные системы, идеологии, устоявшиеся традиции, уклады жизни, государства у многих людей возникают вопросы: «как нам жить в условиях явных вызовов жизни, что в действительности мы хотим, куда мы идём, где можно найти ответы на все эти вопросы?». Закономерно встаёт также и вопрос: «что же такое философия, какое знание она может нам дать и нужна ли она нам вообще?»

В видеозаписи, приведённом ниже, сотрудники кафедры философии БФУ им. И. Канта, принимающие участие в обсуждении этой темы, пытаются внести свой вклад в прояснение вопроса о природе и назначении философии, ее функциях и задачах, говорят следующее:

Философию необходимо рассматривать как систематическую рефлексивную духовную деятельность, направленную на раскрытие предельных оснований бытия жизни мира (материи), человека и социума.

Философская рефлексия это поиск логических и иных (нравственных, ценностных, эмоциональных и пр.) оснований и форм духовной жизни, культуры в целом.

Прекрасно! Но есть одна маленькая деталь, между понятиями духовный и теоретический современные философы ставят знак тождества, а духовное путают с душевным. Так что же за подобными идеями следует?  

Академическое рассмотрение вопроса о том, что такое философия, к сожалению, рассматривает вопрос предназначения философии на чисто бытовом плане и поэтому отвечает на фундаментальные вопросы жизни следующим образом: «что я могу знать, а что не могу?», «Что я должен делать ?», «Что означает метод научного познания?», «Что значит рационально мыслить?» и тому подобное. Это чисто прагматический подход, который позволяет при помощи знания и интеллекта выстраивать и поддерживать иерархическую пирамиду толпо-элитарной системы, цель которой контролировать и эксплуатировать народы.

Конечно, мы подобно Канту можем интересоваться всю жизнь тем: «а кто же все-таки сказал мяу?», но необходимо учесть, что Вселенная, весь материальный Мир и все формы в нём (вишва-рупа) являются неравновесными структурами, они существуют только пока существует связь с источником энергии, также как пена существует только пока дует ветер. Так стоит ли тратить бессценное время на всякие пустяки, не лучше ли посвятить это время достижению освобождения и безсмертия?

Однако подобное рассмотрение роли философии вполне обоснованно для нецивилизованного состояния общества, находящегося в состоянии перманентной борьбы за выживание, борьбе за рынки сбыта, захвата богатств и ресурсов чужих стран, это то состояние, в котором постоянно находится западный мир. Подобная ситуация не удовлетворяет вызову настоящего времени, эпохе Волка или Златому пути духовного возрождения. Однако она вполне предсказуема для изгоев, потерявших связь с Родом и следующих не в Ведической традиции, а в системе ценностей западной культуры.

Посмотрим, как раскрывают понятие духовность различные другие источники.

«Духовным называют то, что связано с внутренним миром человека, его интеллектуальной деятельностью, чувствами и мыслями.» Толковый словарь Дмитриева

Налицо смешивание понятий дух и интеллект, дух и мысль, дух и эмоции, чувства, т.е. всё то, что относится к понятию душевный мир, связанным с ролевой игрой дживатмы.

«Духовный - нематериальный, нетелесный.» Толковый словарь Ушакова

Типичное определение в духе дуальной парадигмы, духовное это то, что не материальное, а материальное это то, что не духовное.

Дух- совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированной в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на неё и, в конце концов, её переделывания... Дух возникает только как явление вторичное в сравнении с действительностью... Философская энциклопедия в 4-х томах, 1960 г

Комментарии излишни, это примитивный материализм.

«1. Дух — высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло-полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, открывающая возможность дополнять природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей, играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души.
2. Идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен» Новая философская энциклопедия в 4-х томах, 2010 г.

ДУХ — понятие, употребляемое в философии обычно как тождественное понятиям идеальное, сознание, знание, мышление, разум.

У Анаксагора дух означает мировой разум, в философии Платона, Аристотеля и неоплатоников - мироправящая сила У Аристотеля это нус — высший уровень бытия, Бог, который мыслит сам в себе и тем творит мир. Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу, жизненный воздух.

В индийской философии понятие дух раскрывается, прежде всего, через понятие брахмана — высшей реальности, объективного безличного духовного начала, из которого возникает весь мир, и атму — субъективное духовное начало, индивидуальное «Я». Интеллектуальные аспекты духа фиксируются в понятиях читта, буддхи. манас. В санкхье дух - пуруша и материя — пракрити, два независимые начала бытия.

Если философия претендует на роль учителя жизни, то она не может не осмысливать проблему связанную с поиском божественного духа в живом существе, который формирует образ жизни и мысли людей, а также диктует цели жизни и формы постижения (достижения) духа. Русский религиозный философ Н.А. Бердяев считал, что сама «философия и есть наука о духе».

Русский религиозный философ П.А. Флоренский (1882-1937) резонно заметил, что когда дух стеснен в свободе, наблюдается «момент разлада, распада и развала духовной жизни». «Дух теряет свое субстанциональное единство, — продолжает мыслитель, — теряет сознание своей творческой природы, теряет в хаотическом вихре своих же состояний, переставая быть субстанцией их… Тогда, действительно, не «я делаю», а «со мной делается», не «я живу», а «со мной происходит». Таким образом, у Флоренского дух становится центральным стержнем, основой человеческого или божественного феномена — духовности, которая столь же реальна, как и материальность индивида в мире Яви.

Итак, понятие «духовное» в современной философии, как классической, так и в индийской (санкхйа) раскрывается преломляясь через призму дуальной парадигмы, как некое нематериальное начало и предстает как «субъективная» или пара — высшая реальность, энергетическая субстанция, «питающая» самопознание, самоосознание, все системы жизнеобеспечения и самосохранения живого существа.

Это конечно лучше, чем  приписывать философии необходимость раскрывать «предельных основания» мира (материи), иллюзорной и бренной по своей природе. Ценность поиска «предельных основания материи» не больше, чем выяснение вопроса о том, как нужно начинать кушать яйцо, с тупого или острого конца или что кушает крокодил на завтрак, а человеком (психология, биология, естественный разум) и социумом вообще должны заниматься другие науки.

Однако возникает вопрос: «насколько перспективна дуальная парадигма и можно ли найти хоть какой-то выход из того тупика, в который она завела человечество?» Ведь если существует истина, то существует и ложь, которая в действительности не более чем отсутствие истины, также как тьма всего-навсего отсутствие света, существование живого духа подразумевает и существование мёртвой материи, которая есть дух в состоянии забвения своей природы или сон.

Поэтому мира материи, тем более мёртвой «в природе» не существует. Тогда «предельные основания» чего раскрывают философы, не дырки ли от бублика, т.е. мира материи, которого нет в действительности? Нужна ли нам такая философия? Ответ прост, она нужна изгоям, а гойям или йогам (гой, если читать двукорядью, т.е. справа-налево получим йог) не нужна. Дело в том, что философия это не профессия, философом нельзя стать получив университетский диплом, философами рождаются или создаются в процессе практики йоги. Философ следует достижению самореализации, а не умственной спекуляции и его роль в обществе помочь человеку следовать четырём целям человеческой жизни: дхарма, артха, кама, мокша. Так что же, может не рожает земля русская философов, что все профессионалы от философии не могут оторвать вожделенный взгляд от ветреной Европы?

Одухотворённое сознание — это, можно сказать, то идеальное качество внутреннего состояния человека (его сознания и самосознания), которое позволяет ему противостоять всем материальным силам, воздействующим на него. Имеются в виду «объективные» силы природы и общественные отношения, которые вечно диктуют личности «свой порядок» бытия, подавляя ее стремление к свободе творчества и самодеятельности. Духовность становится именно тем интегрирующим началом всех личностных качеств, которое позволяет осознавать свою вечную трансцендентную природу, смысл и ценность человеческого существования. Она выступает в виде главной ипостаси самопознания и самоопределения человека как личности, ее априорной способности строить собственный внутренний мир, включающий систему оценок и отношений, посредством своей абсолютной волевой, рациональной и нравственно-этической потенции изменять действительность в полном соответствии с внутренними идеалами жизни, кодексом чести и достоинства.

Только обладая силой духа (духовностью), человеческая личность способна противостоять запутывающим силам материальной природы, сковывающим порой ее самые светлые творческо-созидательные порывы, пракрити — материальная природа всегда действует подобно трясине. И чем больше сконцентрировано духовной энергии на трансцендентных объектах или субъектах, пребывающих в трансцендентной реальности, чем возвышеннее его состояние сознания, тем больше шансов у дживы выйти из своей природной обусловленности и подняться над собой, то есть возвыситься над текущими, второстепенными обстоятельствами материального существования. Иначе говоря, только духовность делает из Людины Человека, а из человека Аса и затем Бога, развивая его разум, обогащая чувства, пробуждая совесть и укрепляя волю ведёт к вершинам духа.

Духовность — категория, обозначающая не только внутреннее состояние сознания, которое проявляется в состоянии внутреннего лада, гармонии всех аспектов своей матрёшки. Самое главное — это зрелость души, которая находит свое выражение в выражении настроений или расы, проявлении трансцендентных чувств, в мыслях, словах и действиях. Это также проявление творческой потенции в человеческой жизнедеятельности.

Духовность человека, народа, общества отражает самое главное в культурном состоянии эпохи — осознанное стремление накапливать душевное богатство через добро, со-творчество с духом, проявлении красоты во всем, что тебя окружает, поиск Истины.

Духовность — это также стремление человека к самоутверждению себя как аса, бога воплощённого в мире Явив  личностной форме, обладающей формой и уникальными качествами, осознанием себя источником всего сущего, самодостаточного и удовлетворённого в самом себе.  Это постоянная философская саморефлексия, цель котрой поиск в себе и утверждение своей глубинной сущности, высшего Я через самовыражение и критическую оценку собственных мыслей, чувств и практических действий независимо от общепринятых морально-правовых норм, политических установок и прочего. В конечном счёте реализация духовных потенций даёт возможность найти тот главный смысл жизни, который позволяет человеку быть носителем возвышенных качеств, делающих его активным творцом новой реальности в себе и в окружающем мире.

Для того, чтобы лучше понять и оценить каких перспектив может достичь человек на пути духовного развития, самотрансцендентации, т.е. выхода за пределы сугубо чувственного восприятия мира, можно вспомнить  подвиг Прахлады махараджа, которого не смог убить его могущественный демонический отец, несмотря на то, что он предпринял все усилия и Дхрувы махараджа, который смог остановить жизнь всей вселенной, описанный в Вишну пуране. 

Комментарии (0)

Комментарий пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий!